Никольской церкви – 300 лет

Категории: Район » Памятники истории и культуры от 14-04-2017, 08:40, посмотрело: 1521

Никольской церкви – 300 лет

Исторический экскурс

Никольская церковь находится в деревне Нижний Починок в восьмидесяти километрах от районного центра Опарино, на  высоком берегу Моломы.

 

         В  христианском отношении наш край ныне - практически пустыня, такая же, как и много веков назад. Православие пришло в Заволочье в конце XII - начале XIII веков вместе со славянами - переселенцами из Владимиро - Суздальской земли и Великого Новгорода. Первые монастыри, оплот веры Христовой, сначала появляются в Устюге: в конце XIII столетия их было уже три. Множество маленьких монастырей на территории бывшего Устюжского уезда (разделившихся впоследствии на Усольский, Устюжский и Никольский) возникает гораздо позднее, в XVI – XVIIвеках. К числу таких небольших обителей  относилась и Спасская Никольская пустынь на верхней Моломе. Сейчас эта территория входит в состав Речного сельского поселения Опаринского района.

         Основана обитель  16 мая 1663 года старцами Иосифом, Игнатием и Феодосием Киевлянином, " а се место приложил Спасу да Николаю Чудотворцу Устюга Великого постной сотни Василий Иванов сын Грудцын, по своих родителей, в вечное поминовение, при бывшем строителе старце Игнатие с братиею".

         Храмовые образа - Спаса Нерукотворного и Николая Мирликийского, а также один из запрестольных крестов, по преданию, были принесены основателями пустыни из Москвы. Не доходя до обители трех верст, Игнатий и Иосиф остановились на небольшой горе, где совместно с подошедшей братиею служили молебен, а впоследствии поставили часовню в память об этом событии. Образовавшееся позднее поселение было названо Спасским Починком (в поздних мировых церковных ведомостях отмечено два населенных пункта во имя Спаса: село и починок). В пустыни вплоть до установления и утверждения в Никольском уезде Советской власти хранились и другие реликвии: черная мантия и деревянные костыли первых строителей, печатные Евангелие и Апостол, вложенные при строителе Иосифе царицей Натальей Кирилловной " в вечное поминовение по муже своем Алексее Михайловиче". На 1678 году обителе принадлежало всего пять дворов с населением в двадцать две души мужского пола крестьян - "половников"( то есть работавших за половину урожая). К 1722 году количество душ увеличилось до ста семидесяти ( монастырская опись, включенная в приходский летописец, называет другое количество половников, да и братии. Так, на 1727 год записано "душ - служителей и со вкладчиками - семьдесят четыре, половников и их работников пятьсот шестьдесят девять, положенных в оклад." Вероятность ошибки переписчика более чем велика). За монастырем состояло девять починков, тридцать четвертей пашни и сенокосов на две тысячи шестьсот волоковых копен ( то есть, примерно пятнадцать гектаров пашенной земли и примерно двести шестьдесят гектаров сенокосных угодий), ему принадлежало также три мельницы ( на речках Паломице, Волосенице и Чемельке), рыбные ловли на Моломе, Волманге, Кузюге, Кае, Езевике. На скотных дворах и конюшнях содержалось в 1727 году семьдесят три головы крупного рогатого скота, восемьдесят одна овца, тридцать одна свинья, восемьдесят семь лошадей. Увеличились размеры сенокосных угодий: по данным монастырской описи, к тридцатым годам 18 века пустыни принадлежало сенокосов на четыре тысячи копен.

         Монастырская община состояла в 1725 году из одного начальника (строителя), трех монахов и девяносто трех служителей - "бельцов" ( то есть не принявших постриг, мирян). Неокладной доход пустыни в 1725 году составлял двести сорок восемь рублей; в 1727 году ею было получено " от хрестолюбцев, поминовений, продажи хлеба, мяса, скота, кожи, от подвод, мельниц и оброчных поступлений" четыреста сорок три рубля семьдесят шесть с половиной копеек. Деньги полностью или " на церковные и монастырские потребы"; братии и служителям ( в разной доле) выдавалось хлебное жалованье. Четыре человека монашествующих получали хлебной "дачи" больше, чем все служители, вместе взятые. Расположенный на водной магистрали - реки Моломе и рядом с трактом, соединяющим Устюг и Вятскиий город Орлов, монастырь использовал свое местонахождение, сдавая купцам под хранение товара свои постройки: так в мае 1751 года купцы - устюжанин Д. Панов и вятчанин И. Арбузов оставляли " за распутицей" в Верхнемоломской обители запасы крупы и муки.

         Монастырким тщанием и с помощью благотворителей в 1716 - 1717 гг. была возведена холодная деревянная Николаевская церковь, простоявшая без "несчастных случаев" (пожаров) до нашего времени. В храме имелся пятиярусный иконостас  с иконами древнего письма. "Ставы" отделялись друг от друга крашеными карнизами; царские врата, столбики местного ряда и сень были "виноградной порези", золоченые. На восьмигранном своде церкви, обтянутом холстом и разделенным на три части, были написаны клейма со страстями, историями Ветхого завета; в восьмерике - тринадцать, "святительских лиц поясных".

         В 1764 году, по составлении штатов, Спасская Никольская Верхнемоломская пустынь стала приходской церковью; местные жители же именовали свой приход Монастырем.

            В 1825 году земли бывшей пустыни подверглись новому обмежеванию. Помимо "окружной меры", межевая книга содержит сведения о количестве крестьянских дворов и населения в восьми деревнях и починках, ранее принадлежащих обители. "Налицо" состояло девяносто три двора с семьсот двадцатью четырьмя душами обоего пола.

         В селе Верхнемоломском крестьянских дворов не имелось: "а состоят в поселении священно церковнослужители".

         В 1832 - 1833 гг. на средства прихожан при значительном пособии устюжанского купца Ильи Грибанова рядом с Спасской церковью был поставлен теплый каменный одноэтажный в то же время наименование храм; в середине века к нему пристроили каменную колокольню, также при содействии Грибанова и Вятской губернии орловского купца М. Кардакова. Имея значительные заработки ( извоз, содержание на постое проезжающих по тракту и использование под посевы новины и подсек), местные крестьяне сделали немало пожертвований на благоукрашение и содержание храмов. Ежегодно производились ремонты, обновления, поправки, как самих зданий, так и иконостасов,живописи образов. В 1867 году, например, крестьянин деревни Холоватки Лаврентий Подволоцкий внес на строительство резных золоченых царских врат в Спасскую церковь шестьдесят рублей.

         В начале XX века при церкви действовали две школы ( всего на приходской территории было четыре учебных заведения).

         На 1917 год в приходе состояло две тысячи сто шестьдесят восемь душ обоего пола местных жителей и сто тридцать православных эстонцев - переселенцев.

(Цитаты даны с сохранением орфографии и стиля XVII - XIX веков).Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет
Никольской церкви – 300 лет




(При использовании статьи ссылка на источник: http://oparino-iskra.ru/rayon/pamyatnik/243-spaso-nikolskoy-cerkvi-300-let.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 15
  • ICQ:
17 апреля 2017 12

Суханина

Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 20.03.2017
  • Статус: Пользователь offline
 
Божьими стараниями и молитвами немногочисленных туристов - стоит родимая. Было время, когда газета била во все колокола о полной незащищённости церкви. В частности, в статьях Татьяны Тунгусовой и Николая Шкаредного набатом звучала эта тема. В свою очередь и я, как бывший сотрудник краеведческого музея, также била тревогу на местном радио и в газете. Хотя официально Храм имеет статус памятника архитектуры в масштабах страны, но Отдел культуры района и министерство культуры области, если не ошибаюсь, меньше всего озабочены проектами по сохранению этого народного достояния. Хотелось бы знать, предпринимаются ли какие-нибудь действия по укреплению сохранности и доступности Николаевской церкви. Будет время, задайте этот вопрос местным специалистам.


Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:
Введите код: *