Исторический экскурс
Никольская церковь находится в деревне Нижний Починок в восьмидесяти километрах от районного центра Опарино, на высоком берегу Моломы.
В христианском отношении наш край ныне - практически пустыня, такая же, как и много веков назад. Православие пришло в Заволочье в конце XII - начале XIII веков вместе со славянами - переселенцами из Владимиро - Суздальской земли и Великого Новгорода. Первые монастыри, оплот веры Христовой, сначала появляются в Устюге: в конце XIII столетия их было уже три. Множество маленьких монастырей на территории бывшего Устюжского уезда (разделившихся впоследствии на Усольский, Устюжский и Никольский) возникает гораздо позднее, в XVI – XVIIвеках. К числу таких небольших обителей относилась и Спасская Никольская пустынь на верхней Моломе. Сейчас эта территория входит в состав Речного сельского поселения Опаринского района.
Основана обитель 16 мая 1663 года старцами Иосифом, Игнатием и Феодосием Киевлянином, " а се место приложил Спасу да Николаю Чудотворцу Устюга Великого постной сотни Василий Иванов сын Грудцын, по своих родителей, в вечное поминовение, при бывшем строителе старце Игнатие с братиею".
Храмовые образа - Спаса Нерукотворного и Николая Мирликийского, а также один из запрестольных крестов, по преданию, были принесены основателями пустыни из Москвы. Не доходя до обители трех верст, Игнатий и Иосиф остановились на небольшой горе, где совместно с подошедшей братиею служили молебен, а впоследствии поставили часовню в память об этом событии. Образовавшееся позднее поселение было названо Спасским Починком (в поздних мировых церковных ведомостях отмечено два населенных пункта во имя Спаса: село и починок). В пустыни вплоть до установления и утверждения в Никольском уезде Советской власти хранились и другие реликвии: черная мантия и деревянные костыли первых строителей, печатные Евангелие и Апостол, вложенные при строителе Иосифе царицей Натальей Кирилловной " в вечное поминовение по муже своем Алексее Михайловиче". На 1678 году обителе принадлежало всего пять дворов с населением в двадцать две души мужского пола крестьян - "половников"( то есть работавших за половину урожая). К 1722 году количество душ увеличилось до ста семидесяти ( монастырская опись, включенная в приходский летописец, называет другое количество половников, да и братии. Так, на 1727 год записано "душ - служителей и со вкладчиками - семьдесят четыре, половников и их работников пятьсот шестьдесят девять, положенных в оклад." Вероятность ошибки переписчика более чем велика). За монастырем состояло девять починков, тридцать четвертей пашни и сенокосов на две тысячи шестьсот волоковых копен ( то есть, примерно пятнадцать гектаров пашенной земли и примерно двести шестьдесят гектаров сенокосных угодий), ему принадлежало также три мельницы ( на речках Паломице, Волосенице и Чемельке), рыбные ловли на Моломе, Волманге, Кузюге, Кае, Езевике. На скотных дворах и конюшнях содержалось в 1727 году семьдесят три головы крупного рогатого скота, восемьдесят одна овца, тридцать одна свинья, восемьдесят семь лошадей. Увеличились размеры сенокосных угодий: по данным монастырской описи, к тридцатым годам 18 века пустыни принадлежало сенокосов на четыре тысячи копен.
Монастырская община состояла в 1725 году из одного начальника (строителя), трех монахов и девяносто трех служителей - "бельцов" ( то есть не принявших постриг, мирян). Неокладной доход пустыни в 1725 году составлял двести сорок восемь рублей; в 1727 году ею было получено " от хрестолюбцев, поминовений, продажи хлеба, мяса, скота, кожи, от подвод, мельниц и оброчных поступлений" четыреста сорок три рубля семьдесят шесть с половиной копеек. Деньги полностью или " на церковные и монастырские потребы"; братии и служителям ( в разной доле) выдавалось хлебное жалованье. Четыре человека монашествующих получали хлебной "дачи" больше, чем все служители, вместе взятые. Расположенный на водной магистрали - реки Моломе и рядом с трактом, соединяющим Устюг и Вятскиий город Орлов, монастырь использовал свое местонахождение, сдавая купцам под хранение товара свои постройки: так в мае 1751 года купцы - устюжанин Д. Панов и вятчанин И. Арбузов оставляли " за распутицей" в Верхнемоломской обители запасы крупы и муки.
Монастырким тщанием и с помощью благотворителей в 1716 - 1717 гг. была возведена холодная деревянная Николаевская церковь, простоявшая без "несчастных случаев" (пожаров) до нашего времени. В храме имелся пятиярусный иконостас с иконами древнего письма. "Ставы" отделялись друг от друга крашеными карнизами; царские врата, столбики местного ряда и сень были "виноградной порези", золоченые. На восьмигранном своде церкви, обтянутом холстом и разделенным на три части, были написаны клейма со страстями, историями Ветхого завета; в восьмерике - тринадцать, "святительских лиц поясных".
В 1764 году, по составлении штатов, Спасская Никольская Верхнемоломская пустынь стала приходской церковью; местные жители же именовали свой приход Монастырем.
В 1825 году земли бывшей пустыни подверглись новому обмежеванию. Помимо "окружной меры", межевая книга содержит сведения о количестве крестьянских дворов и населения в восьми деревнях и починках, ранее принадлежащих обители. "Налицо" состояло девяносто три двора с семьсот двадцатью четырьмя душами обоего пола.
В селе Верхнемоломском крестьянских дворов не имелось: "а состоят в поселении священно церковнослужители".
В 1832 - 1833 гг. на средства прихожан при значительном пособии устюжанского купца Ильи Грибанова рядом с Спасской церковью был поставлен теплый каменный одноэтажный в то же время наименование храм; в середине века к нему пристроили каменную колокольню, также при содействии Грибанова и Вятской губернии орловского купца М. Кардакова. Имея значительные заработки ( извоз, содержание на постое проезжающих по тракту и использование под посевы новины и подсек), местные крестьяне сделали немало пожертвований на благоукрашение и содержание храмов. Ежегодно производились ремонты, обновления, поправки, как самих зданий, так и иконостасов,живописи образов. В 1867 году, например, крестьянин деревни Холоватки Лаврентий Подволоцкий внес на строительство резных золоченых царских врат в Спасскую церковь шестьдесят рублей.
В начале XX века при церкви действовали две школы ( всего на приходской территории было четыре учебных заведения).
На 1917 год в приходе состояло две тысячи сто шестьдесят восемь душ обоего пола местных жителей и сто тридцать православных эстонцев - переселенцев.
(Цитаты даны с сохранением орфографии и стиля XVII - XIX веков).