Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»

Категории: --- от 31-05-2023, 10:41, посмотрело: 149

Детские воспоминания

–  Я родилась в деревне Ванинской Кузюгского сельского совета Опаринского района в 1950 году. Мама, Марина Алексеевна Заборская, как и все жители деревни, была колхозницей. Приходилось выполнять любую работу. В сельской местности люди трудились от зари до зари. Мама никогда не жаловалась на жизненные трудности. Её муж погиб осенью 1941 года в Латвии. До сих пор я храню его письма с фронта и похоронку. Когда солдатские треугольники задерживались, женщины ходили к местным гадалкам и не теряли надежды на хорошие вести. Одна из них Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»

маму утешала, а одной сказала, что  её мужа  нет в живых. У Ивана Ивановича, мужа мамы, остался годовалый сын Гена. С ним водилась бабушка. В то военное  время в деревнях остались старики и дети. У мамы грамота была невелика – четырёхлетнее образование.  Но это не помешало назначить её  бригадиром деревни,  обязанности главной она  выполняла все военные годы. Труженики тыла кормили, одевали защитников страны и в письмах уверяли солдат, что будто отлично живут. На самом деле было всё по-другому.

На фронт были отправлены и труженицы –лошадки. Пахать землю, возить сено доверили упрямым быкам. Вот что мне рассказывал мой любимый дядя Николай, он был 1933 года рождения, в то время подросток: « Нас заставляли на быках боронить. Лета были жаркими, много было овода. Иногда быки сбегали от нас в кусты вместе с бороной и телегой. Тогда мы бежали искупаться в реке, благо она находилась рядом с деревней, наградив быков бранными словами».

Детство проходило в постоянном труде – это была хорошая школа для понимания взрослой жизни. У дяди была схожая с Гагариным улыбка, сходство отмечали все, кто с ним общался. Мама со своим братом  были друг другу советчиками и помощниками. Со слов мамы, я знаю, что всю войну в нашей деревне жили эвакуированные в семьях. Горожанки были благодарны за душевное отношение к ним и их детям. Трудная година научила их преодолевать тяжёлую деревенскую жизнь. До начала 70-х годов прошлого века в нашу деревню шли к каждому празднику поздравительные открытки. В конце стояла подпись: «г. Москва, Мария Селамикель». Думала я тогда, что жизнь будет вечной, ещё успею расспросить у близких людей о их судьбе, записать, но увы! Сейчас бы я сто раз перечитала о жизни дорогих мне людей.

В четырёхлетнем гражданском браке у мамы родились мы с сестрой, она с 1948 года. К слову, с 1975 года  проживает в городе Никополе Днепропетровской области. Для меня война между двумя странами – трагедия. Её сын ещё в 2014 году выехал в Уфу,  служит лётчиком, хотя стаж по этой специальности выработал в Украине.  

Я родилась на опаринской земле, как говорится, здесь и пригодилась. Начальные классы окончила в Верхнекузюгской школе. За четыре года обучения сменились четыре учителя. Они все были красивыми, молодыми и модными, служили примером для подражания.

 По окончании четвёртого класса Галина Дмитриевна, наш учитель, организовала поездку в город Мураши. Нас было семь учеников: Н. Алёшкина, Л. Кокоулина, А. Аксёнов, И. Коробейников, В. Кокорин, Н. Заборский и я. Мальчишкам было интересно в депо ( что это такое. Всем ребятам понравилось на хлебозаводе. Мы увидели  большое изобилие хлебных изделий: бублики, баранки, пончики, сайки, которыми нас угостили. Продукцию развозили по городу на телеге, запряжённой  владимирским тяжёловесом. На ночлег нас определили во Дворец пионеров, где мы увидели шедевры детского творчества: модели самолётов, кораблей, ракет и других поделок.

Детям, родившимся в послевоенное время, государство старалось уделять внимание; в школе были горячие обеды. На пришкольном участке выращивали картошку. Осенью собирали и сушили грибы. Фермы выделяли молоко. Заведующая школой Анна Фёдоровна Алешкина на своём огороде для учеников выращивала тыкву; дома у неё ученики  варили молочный суп под присмотром техслужащей Татьяны Фирсовны Кокориной. Заготовка дров для отопления школы лежала на родителях; они из своих деревень  на лошадках подвозили трёхметровые берёзы диаметром 18 на 20 см. Мы сами-третьеклассники, четвероклассники их распиливали. Мальчишки кололи, а девочки укладывали в поленницы. Старались дров заготовить с запасом. В школе всегда было тепло и уютно. Между детьми не наблюдалось агрессии. Мы чувствовали себя одной семьёй.

Восемь классов я  окончила  в Вазюкской школе. Кузюгские дети учились в одном классе, было две параллели. В одном классе поначалу обучались 26 человек, потом четверо отсеялись. Местные ребята нас не обижали, наверное, потому что мы были покладистыми и дружелюбными. В классе  было  11 девочек и столько же мальчиков.

В Вазюке школа была одноэтажная в деревянном исполнении. В адрес учителей могу сказать только слова благодарности и признательности. Всех педагогов помню. Улыбчивый, мягкий по характер, директор Иван Васильевич Гусев. Строгая, требовательная Нина Ивановна Калиничева, учитель математики. Самая душевная, понимающая детей Анна Сергеевна Гют, учитель биологии и географии; последний раз с ней общалась по телефону в 2021 году. Любовь Николаевна Колосова преподавала русский язык и литературу. Наш  классный руководитель Василий Семёнович Калиничев, с ним мы преодолевали физику.

Студенчество 

Получив аттестат  об окончании школы, мы отравились с этим документом в первое серьёзное плаванье. Выбор пал на педагогику. Я в детстве любила играть в «училку» и делать «пациентам» уколы иголками от кактуса. Моими больными были грибы-дождевики. Наверное, господу Богу лучше знать о нашем будущем выборе. Моей дорогой подруге Нине Степановне Алёшкиной путь в педучилище указала её мама, отработавшая учителем начальных классов 33 года.

В «Опаринской искре» увидели объявление о наборе выпускников восьмилетних школ в Омутнинское  педучилище. Я тогда вспомнила, как одна деревенская бабушка хвалила за хорошее обучение моего деда Алексея  Николаевича Заборского. В стране в то время проводился ликбез для взрослого населения до 50 лет. Он по вечерам им и занимался, хотя у самого было четырёхлетнее образование. Возможно, мой путь в педагогику на генетическом уровне сложился.

В педучилищах куют кадры. Практическая направленность значима. Четыре года не прошли, а пролетели. Воспитательная роль училища была велика: тематические вечера, организация выставок, спортивные соревнования. Ежегодно набирались четыре группы по 30 человек. Полгода мы присматривались друг другу и потом поняли, что нет причин, для раздоров, плывём в одной лодке под названием «Группа Г», вместе будем грести. Особенно нас сдружили поездки осенью на уборку картофеля. Обед зачастую готовили в полевых условиях. Сожалели, что в группе не оказалось ни одного рыцаря. На нашем курсе были всего четыре молодых человека. Большинство студентов проживали в общежитии. Нас в комнате было семь девушек.   Правда, до училища было далековато, да и общественный транспорт ходил редко, если не успевали, то сдавали, так сказать, кросс, но это шло нам только на пользу. Во время учёбы уделялось большое внимание физическому развитию. Организовывались спортивные секции. Я посещала лыжную и гимнастику. Но, признаюсь, что занималась нерегулярно, так как еженедельно сдавали игру на музыкальном инструменте, я на баяне. Мой музыкальный слух со мной не дружил, приходилось разучивать всё по нотам.  На втором курсе я заняла первое место при закрытии лыжного сезона среди всех студенток педучилища. Честно, особо не возгордилась победой, а вот к организатору всей спортивной жизни  попала «на крючок». Мне пришлось выступать на районных лыжных соревнованиях. В родной город Омутнинск приехал из Москвы олимпийский чемпион Юрий Скобов, и стал  украшением этих состязаний.  Трассы проходили среди леса, много встречалось лыжных следов охотников, день тогда был пасмурным. Нас ознакомили с лыжнёй накануне вечером. Я не мечтала о хорошем результате забега, а только думала: лишь бы не заблудиться. Главное – увидеть олимпийского чемпиона и ехать с ним в одном автобусе. Жаль, что тогда не фотографировали!

Наше педучилище славилось спортивными достижениями, пока эту сферу возглавлял Николай Павлович Колбин. По за глаза мы его называли Николай Палкин. На гимнастической секции он говорил: «Я из вас сделаю гимнасток или калек». Взгляд его был грозным, голос зычным, а в душе он оставался  добрым человеком.

Преподавателей педучилища вспоминаю с благодарностью. Они меня подготовили к трудовой профессиональной жизни. При прохождении пионерской практики в Верхнекамском районе учились взаимодействию с родителями детей. Дети – всего 40 ребят были из семей военных из посёлка Лесной. Мы с подругой очень старались: оформляли помещения проживания, репетировали художественные номера к открытию лагеря, мастерили костюмы, выпустили стенгазету. А главное каждый вечер носили обувь детей на просушку в сушилку, так как июнь был дождливым. Для своих воспитанников стали друзьями. У всех вожатых было волнение перед приездом родителей на свидание к детям. В основном приезжали мамы. В нашей группе были ребята в возрасте 11, 12 лет: 20 мальчиков и 20 девочек.

При первом общении с нами чувствовалось полное недоверие по отношению к нам, но после общения с детьми их мнение резко поменялось: стали улыбчивыми, выражали слова благодарности. Помню, на встречу с сыном приехал отец генерал Шпак, имя из памяти стёрлось. Он вёл себя так почтительно и уважительно. Его сын Саша был образцом воспитанности.

Находиться круглосуточно три недели с детьми – это для нас восемнадцатилетних – было серьёзным испытанием, но мы его выдержали и многому научились.

Первый педагогический опыт

Педпрактику как учитель начальных классов я проходила в родной Вазюкской школе. После окончания педучилища в 1970 году я сразу поступила на заочное отделение педагогического института; факультет– естественно-географический. Работать поехали вместе с подругой в Опаринский район. Она в Чурсью, я в – Верхнюю Волмангу. Здание школы было двухэтажное деревянное, новое, впечатляющее. В год его открытия в 1969 году насчитывалось 129 учащихся. Летом уехала учитель истории и географии, мне и доверили обучать  детей этим предметам.

Посёлок Верхняя Волманга расположен на высоком берегу реки – слияние реки Волманги и Белой, вокруг девственные поля и леса. До января 1965 года был колхоз, потом его реорганизовали в лесопункт Волмангского леспромхоза. При лесопункте работало подсобное хозяйство, держали крупный рогатый скот, свиней. На местных продуктах в лесу работали котлопункты, молоко поставляли в столовые детских садов Маромицы, Волманги.

Педколлектив в нашем образовательном учреждении был молодой, творческий. Работали кружки по интересам, в любое время года вместе с детьми ходили на природу. Проводили соревнования, ребята выполняли познавательные задания, а завершающим моментом всегда был вкусный обед. По правилам готовили три блюда: суп, каша, чай со сладостями.

До начала 90-х ездили с детьми в Киров. Посещали цирковую программу, музеи. К слову, наши выпускники тепло отзываются о школьных годах.

Пионерская и комсомольская организации направляли молодёжь в правильное русло. Учащиеся с удовольствием собирали макулатуру, металлолом, лекарственное сырьё. По сбору лексырья наша школа занимала первое место на областном уровне. С первого по восьмой класс ученик был обязан сдать по три стакана берёзовых почек. В 1983 году или может в 1984, точно не помню, я привезла 44, 7кг почек. Весь коллектив аптеки пришёл посмотреть своими глазами на такое количество лекарственного сырья. Таня Вохмянина собрала 140 стаканов, Татьяна Мальцева – 70. Таня Козлова и Наташа Маслова по 38, многие ребята более десяти. Вот это энтузиазм! Дети награждались подарками от администрации школы, аптеки. Татьяна Вохмянина была отмечена путёвкой в лагерь «Артек».

Многие годы пионерской организацией  руководила Любовь Николаевна Маслова, активный и творческий человек, которая награждена Почётной грамотой министерства просвещения.

Коллеги по работе их трудовые будни

Хочется назвать имена своих коллег, с которыми я проработала более сорока лет. Это Анна Ильинична Филимонова, Любовь Николаевна Маслова, Галина Петровна Маслова, Анатолий Петрович Злобин, Галина Петровна Беляева, Нина Ивановна Шубина.  Трудились и начинающие учителя: Надежда Павловна Пупова, Татьяна Павловна Прохоренко, молодые, но очень ответственные. Ребятам нравились уроки семейной пары –  Макаровых Марины Павловны и Анатолия Дмитриевича. 

               Приятно, что многие наши выпускницы выбрали профессию педагога и несколько лет работали в родной школе. Это – Елена Анатольевна Береснева, я называю ей звездой Ямала, сейчас она там трудится. Это педагог от Бога. Она участвовала в конкурсе «Учитель года», победила на школьном, районном  уровнях, правда,отказалась от регионального. Несколько лет работали Ольга Вениаминовна Писарева и Елена Михайловна Писарева. Татьяна Николаевна Шубина вела уроки математики, физики. Десять лет возглавляла коллектив школы. Учеников было мало, а здание школы  требовало постоянного обслуживания: заготовка дров, косметические ремонты и другое. Кстати, она сама была ученицей этой школы. Отличалась ответственностью в учёбе и во всех школьных делах, также проявила себя в  должности директора. За завтрашний день день мы были спокойны. По семейным обстоятельствам  Татьяна Николаевна переехала в Киров.

19 лет в нашей школе отработала выпускница Моломской школы Елена Витальевна Скрябина. Заочно получила среднее педагогическое образование, а потом и высшее.

В маленьких школах приходится вести целый набор предметов, но трудности только закаляют. Хорошо, что Елена Витальевна владела немецким языком. Иногда школа оставалась без учителя иностранного языка, тогда дети его  изучали самостоятельно. Директорскую эстафету от Татьяны Николаевны пришлось принять Елене Витальевне. Отрадно, планку в работе она не снизила.

Эссе трудовой деятельности

Я в Верхневолмангской школе отработала 47 лет, из них десять директором (1978-1988). Большая часть времени уходила не на организацию учебно-воспитательного процесса, а на разрешение хозяйственных проблем, которых было немало: обеспечить школу дровами, подобрать надёжных работников в кочегарку, устранить поломки в отопительной системе. С серьёзными трудностями приходилось обращаться к начальству лесопункта и даже к директору леспромхоза. В помощи не отказывали. Директор леспромхоза Анатолий Анатольевич  Ефремов однажды на партсобрании сказал: «Этой цыганке ни в чём не могу отказать». После этих слов я не упускала возможности ещё чего-то выпросить  для улучшения образовательного процесса.   

Деревянную крышу школы перекрыли листовым железом, подновили фундамент, сделали обшивку , покрасили её. Здание обшивали трое конструкторов из Москвы. Наш леспромхоз по «Кировлеспрому» одним из первых оснащался современной техникой. Учёные мужики приехали для наблюдений  за работой своего детища. По вечерам они подрабатывали на обшивке школы.    Жаловались на меня мастеру по строительству, что они под постоянным моим контролем, но у них не было ни опыта, ни сноровки, но  старались.

Во время моего руководства заведующей РОНО была Татьяна Павловна Жезлова. Человек беспокойный и обстоятельный. Она для учительского сообщества была мудрым советчиком и наставником. При её руководстве во всех образовательных учреждениях обновили мебель, учебное оборудование; библиотеки пополнились художественной литературой.

Несколько лет работали Ольга Вениаминовна Писарева и Елена Михайловна Писарева. Татьяна Николаевна Шубина вела уроки математики, физики. Десять лет возглавляла школу .

Наш коллектив трудился с полной отдачей сил. Из одиннадцати учителей шестеро обучались на заочном отделении пединститута. Среднее образование наши дети получали в Маромицкой  школе. Учителя этого образовательного учреждения были довольны знаниями наших ребят.

Школу дети и учителя считали вторым домом. Для расширения кругозора детей коридоры школы оформлялись тематическими стендами. Учебные кабинеты имели интересные содержательные материалы. Большое внимание уделяли краеведческой работе. Были оформлены альбомы  с чёрно-белыми и цветными фотографиями об истории  Верхней Волманги, участниках Великой Отечественной войны, трудовых делах детей, об их отдыхе. 

Разлетелись детки по разным уголкам нашей необъятной страны. Навещают родной посёлок уже с детьми и внуками. И очень благодарны, что оформленные материалы возвращают их в самую светлую пору – детство. Обслуживающий персонал создавал тепло и уют. Более десяти лет о чистоте заботились: Раиса Васильевна Ренжина, Любовь Ивановна Прохоренко,  Галина Сидоровна Толченицына,  Татьяна Алексеевна Ренжина, Нина Васильевна Кузовова. О любом учителе сельской школы, можно сказать: «жнец и швец и на дуде игрец». Моими основными предметами были география, история, обществознание. В 2000 –е годы   ИЗО, ОБЖ, физкультуру, технологию у мальчиков. Большая удалённость посёлка от райцентра создавала трудности. Бетонная дорога до нашего населённого пункта была введена в действие только в 1978 году. До этого сообщение было через Молому и деревню Поникаровку – это 27 км грунтовки по бездорожью через хвойный лес. Помню случай: 19 сентября 1970 года мне пришлось в одиночестве преодолеть это расстояние за шесть с половиной часов. Это время опасно тем, тем, что был гон лосей, кроме того,опасалась встретить  медведя; один раз видела следы медведицы. В октябре 1971 года это расстояние ехала как королева на большом гусеничном тракторе в кабине. Правда, от грохота заложило уши. Поездки эти совершались по линии профсоюза и комсомола, зачастую собирали молодёжь на конференции.

Особый случай

Хочется рассказать, читателям «Опаринской искры»  о самом страшном эпизоде из моей жизни – встречи с волком. Перед новым годом я посещала родительский дом  и сразу мне надо было ехать на сдачу сессии в институт. В посёлке Вазюк рано утром села в автобус, который вёз лесорубов на работу. Вышла на остановке в свою деревню. Было темно. Когда прошла метров 200, впереди увидела большую серую собаку, так мысленно себя убеждала. Животное шло размеренным шагом. Когда осталось между нами меньше десяти метров, я поняла, что это крупный волк, поворачивать назад было бессмысленно. Волк сделал  в сторону только два прыжка, повернул голову в мою сторону и два раза издал звук, это было что-то между лаем и воем. Несколько секунд, мы, так сказать. изучали друг друга. Он продолжал  стоять в снегу с оскаленной пастью. Меня охватило окаменение, когда проходила практически рядом с ним. Идя дальше, я не оглядывалась  какое -то время. Волк спокойно продолжал путь, выбравшись на дорогу. Такая встреча с хищником мне и сейчас помнится как в замедленной съёмке. В 2011 году сестра из Украины приезжала в гости, я ей и поведала об этом случае, на что она мне рассказала: « Я тоже с волком  встречалась». Сестра в то время  с семьёй проживала в Мурашинском районе, в деревню ездили часто. Зверь проявил миролюбивый характер. В те времена в деревне Осиновка  была колхозная овчарня, в навоз выкидывали мёртвых ягнят. Волки были сыты, курсировали между двумя деревнями. Волк, видимо, после сытного завтрака был на прогулке.

О лихих девяностых

Сегодня память оживляет далёкие события моей жизни. Неприятные воспоминания о девяностых годах. Столкнулась с «радостями» капитализма и наша семья. Лишили денег на сберкнижках, зарплаты по три -четыре месяца не выплачивали. В то время дочери окончили школу. Им надо было дать образование. Мы с мужем , так сказать,выполнили родительский долг: дочки получили высшее медицинское образование (терапевт и педиатр). Перенести безденежье помогло личное подсобное хозяйство. С детства опыт был, а вот пчеловодство – дело незнакомое и его одолели, доходило до 30 семей. Хозяйство держали до отъезда из Волманги. В данный момент у нас пятеро внуков от 8 до 18 лет. Все летние месяцы внучки проводили у нас в Верхней Волманге. Свежее молоко, мёд, рыба, ягоды и грибы. Они тоже получили хорошие трудовые навыки: прополка картошки, сенокос, сбор природных даров. Много времени проводили на   спортивной площадке, которая была хорошо оборудована в начале 80-х годов.  Леспромхоз на безвозмездной основе выделил школе металлические трубы разного диаметра. Есть такая поговорка «Стучи, так откроют, проси , так дадут». Летом по средам и пятницам работники культуры для детей проводили дискотеки. Ребятам организовывали познавательные задания, игры, чаепития. Родители, бабушки и дедушки благодарят Надежду Анатольевну Ренжину, Надежду Александровну Репину, Светлану Алексеевну Слободину за хорошо организованный отдых детей.

         «Все мы родом из детства»

 Эти слова принадлежат французскому писателю Сент Экзапюри. И он прав. Детство – это то, что навсегда остается с нами, какое оно не было: счастливое или не очень, трудное или беззаботное. Младшие внуки София и Артур  очень тоскуют по деревне и спрашивают: «Когда мы поедем в Волмангу».

Мы с мужем, Геннадием Васильевичем, покинули его малую родину в марте 2019 года. Помочь дочерям с младшими детьми: отвести в школу, в спортивные секции, оказать помощь в подготовке домашнего задания. По дороге в школу  со своим младшим учеником все еще раз повторяем: правила по русскому языку, стих, таблица умножения. Педагогическая моя деятельность  продолжается, внуки радуют своими успехами. Детство и молодость возвращаются в снах и думах. Очень скучаю по всей опаринской сторонке. Она родная и лучшая.

Вставка

Моё хобби – чтение исторических журналов, книг, рукодельницей себя не считаю, но кое что могу сделать своими руками. 

Награды

Нагрудный знак – «Победитель социалистического соревнования», 1979 год;

Знак «Отличник народного образования», 1983 год;

Сколько умных и талантливых людей родилось на волмагской земле. Год основания первого поселения – 1857. Появилось 20 деревень и 14 хуторов. Разработаны были поля, было несколько колхозов. В 1965 году организовали лесопункт, поля стали сокращаться. С приходом частной собственности все рухнуло, социальная сфера стала никому не нужна, работы не стало. Пятнадцать лет я вела переписку с Михаилом Алексеевичем Верещагиным, выходцем из этих краёв.. Интерес к малой родине сподвиг его написать письмо начальнику лесопункта, в котором он интересовался жизнью  земляков. Муж вручил это письмо и попросил дать ответ, сказав, что я лучше ознакомлю с жизнью посёлка. Он прошел войну, довоенное детство, получил высшее образование, работал начальником конструкторского бюро на «ЗИЛе» в Москве.

Выйдя на пенсию, Михаил Алексеевич издал книгу «Фрагменты жизни». Он долгое время сотрудничал с редакцией газеты «Опаринская искра». Подарил мне свою книгу, отдельные отрывки я зачитывала ребятам, показывала фотографии. Два раза на школу присылал посылки со сладостями, литературу для освоения компьютера. Михаил Алексеевич тесную связь поддерживал  с Т. В. Тунгусовой. В Кировский минералогический музей выслал коллекцию минералов, собирал в разных  уголках бывшего СССР. 

В жизни важно иметь хороших друзей, которые в трудную минуту поддержат. Спасибо моей дорогой подруге Нине Степановне Кузнецовой (в девичестве Алёшкиной) и подругам из Верхней Волманги Нине Ивановне и Любови Николаевне.

Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»
Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»
Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»
Людмила Маслова: Я скучаю по опаринской сторонке»

 




(При использовании статьи ссылка на источник: http://oparino-iskra.ru/2106-stranicy-istorii.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:
Введите код: *